Скань
(от старославянского глагола "съкати" - сучить, свивать в одну нить несколько прядей; также называется филигрань)
Один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.
Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
История.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с IX-X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII-XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XIII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. В начале XIV века мастера стали обогащать сканный орнамент цветной мастикой, а в XV и XVI веках мастику заменила яркая многоцветная эмаль. Скань и эмаль стали неразлучными спутниками и использовались для изготовления изделий и украшений для быта. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII-XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и т.п.
Известный современный художник-ювелир Юлия Маланчук, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники - ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука "Борис Годунов" как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
В настоящее время сканью украшают праздничную посуду, шкатулки, множество разнообразных вещей. Выделяют кованую скань, которая используется для изготовления браслетов и колец из толстых проволок веретенообразной формы. Круглая, довольно толстая (диаметром до 5 мм.) проволока проковывается на концах до 1 - 1,5 мм. Две такие заготовки кладут параллельно, и их концы сжимают (сводят) по длине на 8-10 мм., а затем спаивают. Места спайки проковывают, после чего заготовку скручивают в веревочку. Так получается кованый сканный браслет или кованое сканное кольцо.
Серьги "Ирисы". Эмаль, скань.
|
Салфеточное кольцо. Серебро, позолота, скань. До 1958 г.
|
Пасхальное яйцо. Эмалирование по скани. Конец 19 - начало 20 века.
|