Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Римская скульптура, рельефы, саркофаги

Скульптура карниза римского храма. Римская скульптура, рельефы, саркофаги. Скульптурный портрет в форме статуи, бюста, рельефа, декорирование рельефными изображениями надгробных стел и саркофагов — разновидности скульптурного искусства, получившие интенсивное развитие в эпоху императорского Рима.

В период правления императоров из династии Антонинов (96—192 гг.) в искусстве усиливались кризисные черты. В рельефах триумфальной Колонны Траяна в Риме, появляются индивидуальная характеристика фигур, портретность, точность в передаче мельчайших деталей, но в то же время заметна путанность композиционных связей, отсутствие цельности. Подобные приемы усиливают живописность изображения, но свидетельствуют об упадке искусства скульптуры, поскольку разрушают осязательную ценность формы.

Позднеримские мастера любили сочетания разноцветных мраморов, а также экзотические материалы — горный хрусталь, стекло, бирюзу — в соединении с золотом и серебром. На бронзовых статуях передавали чуть заметную щетину небритых щек, в мраморе — пушистость волос, мрамор женского лица полировали тщательнее, чем мужского.

Шедеврами портретности являются бюсты Луция Вера и сириянки из петербургского Эрмитажа, Юлии Домны из мюнхенской Глиптотеки.

В поздней римской архитектуре происходило отчуждение скульптурного и рельефного декора от архитектурной конструкции. Это сказалось и на характере пластики, терявшей конструктивность композиции. Архитектура становилась более простой и рациональной, а скульптурный декор уподоблялся ковровому орнаменту.

Так, в рельефах Триумфальной арки Септимия Севера на Римском Форуме мелкие и дробные фигуры выполнены небрежно и не связаны с архитектурным обрамлением. Портреты поздних римских императоров, иногда в образе греческих божеств, претенциозные и громоздкие, невольно наводят на размышления о вырождении целой исторической эпохи. Появился новый тип статуи «Acclamatio» (л;п ) «Возглас, призыв»: изображение мифе логических персонажей в позе римского оратора.

Эстетические принципы менялись необратимо. Пластику уже ничто не могло спасти. Живописно-иллюзорное осмысление мира приходило на смену пластическому. В рельефах мраморных саркофагов появляются признаки обратной перспективы, так сильно стало сказываться плоскостное отношение к форме, и даже в круглой портретной скульптуре графичность трактовки мелких деталей: бровей, глаз, завитков волос, деталей одежд — зрительно уплощает форму. В задрапированных фигурах, так называемых тогатусах, с эффектно выполненными, свободно ниспадающими складками тоги, ощущается стилизация под классику минувших веков. Центральный зал. Греческая и римская скульптуры.Противоречивость и драматизм эпохи IV—V вв., переходной от античной к христианской, выразились в уходе скульпторов от жанра психологического портрета к орнаментальности декоративных мотивов.

Римские саркофаги в поздней античности и Средневековье использовали вторично для христианских захоронений. Этим объясняется их многочисленность — они избежали участи античных статуй, которые пережигали на известь для строительства церквей и дворцов. Рельефный декор римских саркофагов, состоящий из языческих мотивов, переосмысливали согласно христианской символике: шишка пинии выражала надежду на продолжение жизни в загробном мире, изображение крылатой богини победы Виктории посчитали фигурой Ангела-хранителя, эротов — гениями, воплощениями души покойного. В венке Виктории изображали крест. Разнообразие, живописность поздних римских рельефов привлекали художников Средневековья и Итальянского Возрождения.

Н. Пизано, Донателло, А. Верроккьо, Л. Гиберти вдохновлялись позднеримскими рельефами, пластика которых была близка их живописным устремлениям. Трудно представить, каковым было бы их творчество, если бы они смогли изучать древнегреческую скульптуру периода классики, скрытую в то время для европейцев из-за турецкого владычества над Грецией.


Асклепий и Гигиея. Римская скульптура, мрамор, 1 в.
Асклепий и Гигиея.
Римская скульптура.

Леда с лебедем. Римская копия скульптуры Тимофея.
Леда с лебедем.

Марк Антоний. Римская скульптура. Ватикан.
Марк Антоний.
Римская скульптура.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.