Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Василий Дмитриевич Поленов


(1 июня 1844 г., Петербург — 18 июля 1927 г., с. Борок)

Василий Дмитриевич ПоленовВыдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был и археологом, и историком, а также библиографом, но помимо этого он вел активную политическую деятельность, а именно принимал участие в подготовке специальных реформ, которые помогли освободить крестьян. Мать юного Поленова, Мария Алексеевна, была внучкой известного на тот момент архитектора Н. Львова, еще в молодости мать Поленова занималась портретом, помогал ей в этом один из учеников Карла Брюллова — К. Молдавский, а также писала детские книги. Атмосфера, которая пронизывала весь родительский дом, так и подталкивала юного Поленова к увлечению науками и живописью. Елена Поленова, сестра замечательного живописца тоже стала довольно известной художницей, после она занялась активным творчеством, а также участвовала в становлении нового русского искусства XX века.

С начала 1859 года Поленов становится учеником мастера П. Чистякова, тогда он еще являлся студентом Академии художеств. Стоит отметить, что сам Чистяков является значимой фигурой в русском искусстве второй половины XIX века, он преподавал живопись многим известным русским художникам того времени, после того, как стал профессором Академии. Многие его ученики вспоминали его с теплотой и благодарностью. Еще в то время, Чистяков часто говорил о необыкновенном таланте Поленова, его замечательном умении составлять тона так, что сам Чистяков не смог бы.

Когда Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становится преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь. Именно отсюда Поленов отправился учиться в Петрозаводск, а после окончания учебы направился в Петербург.

Отец, который все-таки относился к живописи сына благожелательно, считал, что лучше было бы получить профессию получше, чем художник. В результате чего, Поленов поступает на физико-математический факультет Петербургского университета, но при этом отправляется на занятия в Академию художеств.

Московский дворик (В.Д. Поленов)Год поступления Поленова в Университет также стал знаменательным и для русской живописи, именно в этом году знаменитый И. Крамской со своими учениками покинул стены Академии в знак протеста против академизма. Эту выходку можно назвать рождением новой русской живописи. Поленов как-то писал одному из своих друзей: «Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах...»

Позже Поленову удалось посещать натурный класс Академии уже как штатному студенту. Университет Поленову тоже удалось закончить, но только по юридическому направлению. В 1871 году Поленов защитил Диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам», после чего получил кандидатскую степень. В том же году ему удается получить и Большую золотую медаль в Академии художеств, которой его наградили за победу в конкурсе. Поленов представил одну из своих работ — «Воскрешение дочери Иаира», позже такой же медали был удостоен и знаменитый Илья Репин. Помимо медали они получали право на стажировку заграницей.

С 1872 по 1876 года Поленов провел за границей: он побывал в Германии, Италии и во Франции. Для молодого художника это было временем самоопределения. Здесь ему, наконец-то, удалось познакомиться с творчеством своего любимого живописца — Паоло Веронезе, познакомиться с искусством импрессионистов и барбизонцев. Для Поленова особо продуктивным оказалось время пребывания в Нормандии, ведь именно там были написаны картины, в которых уже ощущалась кисть будущего живописца. В Париже Поленов сдружился с Репиным.

Бабушкин сад (В.Д. Поленов)Стоит вернуться назад в 1870-е годы. Как только Поленов вернулся в Россию в 1876 году, его дорога лежала прямо на войну. Сначала ему удалось побывать на сербско-черногорско-турецкой, потом — на русско-турецкой. На протяжении последней войны, Поленов числился художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича, который более известен, как Александр III. Будущий император заинтересовался творчеством Поленова, каталог императора, который был опубликован, содержал в себе огромное количество работ Поленова. Увы, многие из картин были утеряны после 1930-х. годов.

В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи — «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины. В 1881—1882 годах Поленов собирается написать еще одну свою картину — «Христос и грешница», для этого он отправляется в новое для себя путешествие — на Восток. Оттуда он привез огромное количество эскизов, набросков, а также картин, которые поразили любителей своей манерой написания и исполнения.

Заросший пруд (В.Д. Поленов)В 1882 году Поленову доверили возглавить новые натюрмортные и пейзажные классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Часто А. Головин вспоминал о Поленове, что тот не раз восхищал своих почитателей красочностью, а также огромным количеством солнца и воздуха. Поленов 12 лет своей жизни отдал обучению молодых художников. Среди них можно отметить таких, как К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малютин. Позже, в 1880-е — 1890-е годы очень популярны были Поленовские рисовальные и акварельные вечера, которые художник и его супруга часто организовывали. Эти вечера пользовались популярностью среди художественной элиты того времени.

В 1899 году Поленову удается во второй раз отправиться на Восток с целью найти, как можно больше материала для своей грандиозной серии «Из жизни Христа». Цикл этих картин Поленову удалось завершить к 1909 году. Выставка этих картин вызвала довольно серьезный резонанс, а также стала одним из самых крупных событий тех лет. Последний период в творчестве Поленова был связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году Поленов переехал в собственный дом, который был построен по его же проекту. Поленов часто мечтал о том, как превратит свою усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. Также он основал народный театр для крестьян и построил церковь. Поленов довольно интенсивно занимался театром, работал также в качестве председателя в народном театре. Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему — в числе первых — звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.

За кого Меня почитают люди! (В.Д. Поленов)
За кого Меня почитают люди! В.Д. Поленов.

Золотая осень (В.Д. Поленов)
Золотая осень. В.Д. Поленов.

Христос и грешница (В.Д. Поленов)
Христос и грешница. В.Д. Поленов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.