Айвазовский Иван Константинович
Биография
Книги
Документы
О творчестве Айвазовского
Галереи
Гостевая книга
Гостевая книга
Обмен ссылками
Словарь "Искусство"
Культура
Великие художники
Современные художники
Фото-art
Art-ресурсы
Музыка
Известные писатели
Киномир
Поиск
|
Карта сайта
Главная
>
Гостевая книга
>
Словарь "Искусство"
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
H
|
I
|
J
|
K
|
L
|
M
|
N
|
O
|
P
|
R
|
S
|
T
|
U
|
V
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
И
|
К
|
Л
|
М
|
Н
|
О
|
П
|
Р
|
С
|
Т
|
У
|
Ф
|
Х
|
Ц
|
Ч
|
Ш
|
Щ
|
Э
|
Ю
|
Я
Иванов Александр Андреевич
(28 июля 1806 г. - 3 июля 1858 г.)
Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил “вольноприходящим” учеником…
Игла гравировальная
Игла – самый ходовой инструмент в гравюре на металле и литографии. Игла также используется для гравирования по лаку и для техники сухой иглы. Изготавливают иглы из стали и победита. Игла представляет собой тонкий металлический штифт с конусообразным или срезанным концом. Иглы затачивают на конце прямо или со скосом в одну сторону под разными...
Игра света и тени
Свет – составная часть светотени. Термин используется для обозначения самых освещённых элементов поверхности. Многие любознательные люди считают, что легенды и мифы, положившие начало человеческой культуре, возникли около огня, который освещал, защищал и поддерживал общину. В примитивных человеческих группах и первых исторических цивилизациях важность роли света проявлялась в изображениях Солнца как центра жизни и могучей силы. Подобные символы изображали на гербах, эмблемах, одеждах королей и колдунов. Таким образом, в средние века свет считался божественным даром: он исходил от человека, который познал правду и мудрость Бога. На средневековых полотнах изображены религиозные фигуры с золотистым ореолом - символом святости.
Идейность, как основополагающий принцип русского искусства
Хотя западноевропейские (фряжские) влияния на русское искусство усилились после успешных военных походов 1654—1656 гг., присоединения к Москве значительных западных территорий Белой Руси и воссоединения с Малороссией, но специфика русского искусства в целом состояла в преобладании этической стороны над эстетической.
Идея
(древне–греческий — видность, вид, форма)
Понятие (мысленный образ) какой-либо реальности, (мысль или представление о ней). В этом смысле термин употребляется в философии, психологии, социальных и гуманитарных науках. Помимо этого значения термина…
Иератизм
(от греческого hieratikos — культовый, священный)
Обусловленные религиозно-каноническими требованиями особенности выразительно-стилевых приемов искусства, для которых характерна торжественная застылость и отвлечённость композиции и трактовки человеческих фигур и лиц (иератическая...
Иероглифы
(по-гречески иеро — священный, глиф — резное письмо)
Название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги (элементы алфавитного и силлабического письма), так и морфемы, целые слова и понятия (идеограммы). Всего известно…
Известные русские мебельщики
Из русских мастеров наиболее известен Андрей Иванович Тур (1790-1866), в 1811г. он основал собственную фабрику. По рисункам архитектора К. И. Росси в стиле русского ампира работал Василий Иванович Бобков (1779—1855).
Измир
(также Смирна)
Третий по количеству населения (3,5 млн. человек в 2005 г.) город Турции, известный своими либеральными взглядами, и второй по величине порт страны после Стамбула, является также административным центром вилайета…
Изображение
Объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту. Подобие достигается вследствие физических законов получения изображения (например, оптическое изображение) либо результатом труда создателя изображения (например, рисунок, живопись, скульптура, сценический...
Изобразительные искусства
Комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений материальных форм и кинетических объектов. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия. Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих…
Изокефалия
(от греческого isos - равный и kephale - голова)
Также имеет название "равноголовие", в рельефах и живописи — расположение голов (иногда разных по величине и по позам фигур) в многофигурной композиции на одном уровне (в ряд по горизонтали). Распространённая главным образом в античном...
Изразцы
(устаревшее - то, что вырезано, обработано)
Керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др. Термин "изразец", или "образец", обычен в обиходе русского государства в эпоху феодализма. В...
Икона
(от греческого eikon - изображение, образ)
В христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого…
Иконография
(от греческого eikon — изображение, образ и grapho — пишу, черчу, рисую)
В изобразительном искусстве - строго регламентированная система изображения определённых сюжетных сцен или образов. Начало иконографических систем связывают с религиозным культом. Устанавливалась обязательность…
Иконография Розария
Под эгидой доминиканцев в Западной Европе возникали монашеские «братства розариев» (нем. «Rosenkranzbriiderschaften»).
Иконопись
(от греческого eikon - икона и руского - писать)
Иконописание, иконное писание - вид средневековой живописи, религиозной по сюжетам и темам, имеющей культовое значение. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между…
Иконостас
Алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Самый большой в России иконостас находится в Успенском соборе Рязанского кремля. В первые века христианства преграды…
Иллюзионизм
(по-французски illusionisme, от латинского illusio — обман, насмешка)
Искусство имитирования реального мира в произведении искусства, умение воссоздать впечатление действительно существующего пространства и предметов. Иллюзионизм предполагает зрительное стирание грани между условным миром...
Иллюзия
(по латински illusio — заблуждение, обман)
Искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические...
Иллюзорность
(от латинского illusorius — призрачный, обманчивый, кажущийся)
В изобразительном искусстве, иллюзия чувственной достоверности изображения. Иллюзорность может проявляться в кажущейся осязаемости, телесности и объёмности воспроизводимых на плоскости предметов, в...
Иллюминирование
(от латинского illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю)
Процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах. Слово "миниатюра" связано с латинским названием красной минеральной краски — киновари. Миниатюра выполнялась клеевыми...
Иллюстрация
(от латинского illustratio - освещение, наглядное изображение)
Визуализация, такая как рисунок, фотография или другая работа, которая создаётся с целью выделить субъект, а не форму. Назначение иллюстации - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать...
Имам
(в переводе с арабского — предводитель)
В исламе духовное лицо, которое заведует мечетью и совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве...
Импасто
(от итальянского impasto - тесто)
Густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта. Густо наложенный красочный пигмент, например, масло или акрил, передающий движения кисти...
Импрессионизм
(по-французски impressionnisme, от слова impression — впечатление)
Направление в искусстве в 1860 — начале XX в. Его представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные…
Импрессионист
(по-французски impressionnistes, от слова impression — впечатление)
Приверженец или представитель импрессионизма. Мастера импрессионизма пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. 15 апреля...
Импульсивность
(от латинского impulses — толчок, побуждение)
1) Вызываемый импульсом, совершаемый под влиянием импульса (импульсивные поступки).
2) Особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать...
Индихенизм
(от испанского indigena - туземный)
Комплекс идей и программ их реализации, направленных на осмысление роли и места индейского населения в общественно-экономической и культурной жизни стран Америки; проявляется в…
Индуизм
Основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает большую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и…
Инкарнат
Изображение цвета кожи человека на картинах художников. Для изображения человеческой кожи существуют особые живописные приемы, например, многослойное наложение красок. Эти приемы зовутся общим словом "карнация". Карнация (по-французски carnation - телесный цвет, от латинского слова caro - мясо, плоть, тело) - цветовая характеристика, живописные…
Инкрустация
(от латинского incrustatio — буквально покрытие корой)
Украшение изделий или зданий различными изображениями и узорами, созданными из металла, дерева, керамики, мрамора, цветных камней, перламутра, внедрённых в поверхность изделия и отличающихся от неё по цвету или материалу. Некоторые виды…
Инсталляция
Вид визуального искусства второй половины ХХ века, в котором художник создает объемную композицию или трехмерную среду в определенном пространстве, располагая в нем, как правило, не только собственные произведения, но и готовые предметы индустриального производства. Некоторые зачатки инсталляции как сложения (ассамбляжа) произведений…
Инталия
(от итальянского intaglio — резьба)
Драгоценный или полудрагоценный камень, а также его стеклянная, "пастовая" имитация с резным углубленным изображением. Инталии в основном использовались как печати или знаки собственности. В дальнейшем служили…
Интарсия
(по-итальянски - intarsio)
Узоры или фигурные изображения из различных по цвету и текстуре деревянных пластинок, украшающие деревянную поверхность. Интарсия выполняется так же, как и инкрустация. Особенности интарсии: при интарсии отдельные деревянные…
Интердисциплинарные формы постмодернизма
Творческая активность, возникающая в процессе взаимодействия различных видов искусства. Например, инсталляция рождается в рамках поп-арта 1960-х г. и поначалу представляет собой ассамбляж предметов, использовавшихся в перформансах и хэппенингах. Аналогичное происхождение имела первая инсталляция в СССР — проект В. Комара и…
Интерьер
(от французского interieur - внутренний)
В практике изобразительного искусства термином «интерьер» обозначаются изображения внутренних архитектурных пространств — комнат, залов, анфилад, цехов заводов и фабрик и т.д., а также произведения искусства этого…
Интерьер Санта Мария Маджоре
Санта Мария Маджоре – римская церковь. Храм многократно перестраивали: в XII, XVI, XVII и XVIII вв. Однако его интерьер сохраняет вид старинной базилики. Два ряда из 36 мраморных и 4 гранитных колонн ионического ордера делят внутреннее пространство на три нефа.
Иппический жанр
(от греческого hippos - лошадь)
Жанр изобразительного искусства, где основной мотив - изображение лошади. Лошади с глубокой древности привлекали внимание художников за их стать и внешность, быстроту и изящество, ум и нрав. Особого...
Исаакиевский собор
(Собор святого Исаакия Далматского)
Одно из самых красивых и совершенных произведений архитектурного искусства не только Санкт-Петербурга и России, но и всего мира. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферана и посвящен византийскому святому Исаакию…
Искренность
Один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах. Важнейший признак неискренности – несогласованность между словесными заявлениями и невербальными знаками…
Искусство
(от старославянского: искусы творити)
Процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и…
Искусство для искусства
(Чистое искусство)
Название ряда эстетических концепций, утверждающих самостоятельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как сказал Г.В. Плеханов: «склонность художников и людей, живо...
Искусство Индии
Искусство Индии – широкий пласт мировой культуры, территориально обозначенный рамками индийского государства и отражающий специфику развития культуры этой страны.
Искусство Салоник
Салоники или Фесалоники (греч. Thessalonike) — город на северо-востоке Греции. В середине V в. в Салониках построили огромную пятинефную базилику Св. Димитрия.
Искусство Самарканда
Самарканд - древний город в Средней Азии, в долине р. Зеравшан. Один из главных архитектурных ансамблей Самарканда — Шахи-Зинда
(персидск., «Живой царь»; наименование древнего культа повелителя подземного царства Афрасиаба)
.
Искусствоведение
(искусствознание)
Это комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их закономерности и возникновение развития, взаимосвязь с социальной...
Искусствознание
(искусствоведение)
В широком понимании этого термина – комплекс наук общественного характера, изучающих отдельные разновидности искусства, их взаимодействие с действительностью и специфические особенности, связь с социальной жизнью общества, специфику развития и зарождение, взаимосвязь с прочими явлениями культурной жизни общества, комплекс задач формы и содержания художественных произведений, а также общественную художественную культуру в целом.
Исламское искусство
Исламское искусство – обозначение художественного стиля, напрямую связанного с исламской религией.Ислам был третьей по времени образования великой монотеистической религией. Он начал широко распространяться по территориям, заселенным арабами, уже после смерти Мухаммада.
Исторический жанр
Зачатки исторического жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события воплощались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти...
История базилики Сан Джованни
Сан Джованни ин Латерано
(итал. San Giovanni in Laterano)
— базилика Св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме.
История свастики
В традиционной символике Китая различают два типа свастики. Если концы знака загнуты по часовой стрелке (санск. suvastike) — они символизируют мужскую силу Ян, солнечное, активное начало.
Исфаханская школа
Школа миниатюры, возникшая в Иране, в Исфахане, на рубеже 16-17 века при дворе шаха Аббаса I. Для Исфаханской школы характерно возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью с легкой подцветкой. В ней, наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, которые собирались в альбомы.
Итальянское творчество русских пейзажистов
Отдельную страницу истории русских пейзажистов составляет творчество русских художников в Италии (инверсия темы «итальянцы в России»). Первым был Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник и ученик пейзажиста С. Ф. Щедрина.
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
H
|
I
|
J
|
K
|
L
|
M
|
N
|
O
|
P
|
R
|
S
|
T
|
U
|
V
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
И
|
К
|
Л
|
М
|
Н
|
О
|
П
|
Р
|
С
|
Т
|
У
|
Ф
|
Х
|
Ц
|
Ч
|
Ш
|
Щ
|
Э
|
Ю
|
Я
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки
Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.